Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного экологического надзора

Все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, принадлежащие юр. лицам или индивидуальным предпринимателям, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

На основании Постановления РФ от 27.07.2017г № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;

категории высокого риска — один раз в 2 года;

категории значительного риска — один раз в 3 года;

категории среднего риска — не чаще, чем один раз в 4 года;

категории умеренного риска — не чаще, чем один раз в 5 лет.

При этом в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска приведены в приложении к  Положению о федеральном государственном экологическом надзоре. Категориям риска соответствуют категории, присвоенные объектам НВОС  в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», следующим образом:

  • категории значительного риска — объекты НВОС I категории;
  • категории среднего риска — объекты НВОС II категории;
  • категории умеренного риска — объекты НВОС III категории;
  • категории низкого риска — объекты НВОС IV категории.

При этом Постановлением РФ от 27.07.2017г № 886 вносится ряд положений, в результате которых категории риска могут быть понижены или повышены.

Для объектов, относящихся к категориям значительного, среднего и умеренного риска, категория может быть повышена на категорию высокого, значительного и среднего риска соответственно, если объект НВОС размещается:

а) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в) в границах водно-болотного угодья международного значения;

г) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

д) в Арктической зоне Российской Федерации;

е) в водоохранных зонах водных объектов или их частей, указанных в подпунктах «а» — «и» пункта 1 критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов».

Также для объектов НВОС, относящихся к категориям высокого, среднего и умеренного риска, категория может быть повышена на категорию чрезвычайно высокого,  высокого, значительного и среднего риска соответственно, в ряде случаев:

при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:

а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3 — 7.6, 8.2, частями 1 и 2 статьи 8.4, статьями 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11 — 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности) КоАП РФ и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;

б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объекта государственного надзора, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 — 255, 257 УК РФ;

в) решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятое в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора;

г) решение о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора.

После устранения в установленный срок выявленных нарушений, указанных в пп.а, обязательных требований, подтвержденного результатами проверки, категория риска для объекта НВОС будет снова понижена.

Также категория риска может быть понижена для объектов НВОС при должном соблюдении природоохранного законодательства, своевременном внесении  платы за НВОС, предоставлении декларации о плате за НВОС, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, а также отсутствии в течение 3-х лет решений, перечисленных в пп. а-г.